В поисках утраченного...
4000
Делитесь интересными ссылками по истории района, родов и т.д.
Подробнее об объединении по нажатию на изображение

Нашли ошибку или опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER; если Вы хотите поделиться своим материалом, то используйте форму обратной связи. 

Анонс

Игра. Путешествие по Пуховщине
3 тур игры и результаты 2 этапа
Поздравляем с Днем ВДВ
Игра в честь годовщины победы Советских войск в ВОв
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

День Рождения Зеленкина Михаила Михайловича

Категория
Личности
Дата
20 сентября 2019 г. 00:00

Родился 20 сентября 1920 года на станции Руденск, ныне Пуховичского района Минской области (Белоруссия), в семье железнодорожника. После окончания Витебского художественного училища работал в Минске на фабрике "Октябрь". Учился в аэроклубе, который окончил в 1939 году. В рядах Красной Армии с 1940 года. Год спустя окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

С декабря 1941 года сержант М. М. Зелёнкин на фронтах Великой Отечественной войны. По июль 1942 года был лётчиком 274-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт), летал на ЛаГГ-3. С мая 1942 года был командиром звена 1-го запасного авиационного полка в городе Арзамас, занимался обучением молодых лётчиков на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5.

С мая 1943 года вновь на фронте в должности заместителя командира и штурмана эскадрильи 813-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), летал на Ла-5. В ноябре 1943 года переведён командиром эскадрильи в 263-й истребительный авиационный полк. С августа 1944 года - командир звена 156-го истребительного авиационного полка (1-й и 2-й Белорусский фронты), где освоил ещё и Ла-7.

К августу 1944 года командир звена 156-го истребительного авиационного полка (215-я истребительная авиационная дивизия, 8-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) старший лейтенант М. М. Зелёнкин совершил 218 боевых вылетов, сбил лично 19 самолётов противника и 1 аэростат, ещё 3 самолёта сбил в паре.

К концу войны совершил 264 боевых вылета. Проведя 45 воздушных боёв уничтожил 28 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами, также лично сбил 1 аэростат-корректировщик.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года старший лейтенант М. М. Зелёнкин удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6134).

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (Северная группа войск в Польше). В декабре 1945 года демобилизовался и вернулся к профессии художника. В 1954 году окончил Белорусский институт народного хозяйства, жил и работал в Минске. Член Союза художников СССР с 1965 года. Умер 14 июня 1991 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Один из многих...

Это рассказ о человеке, который был одним из лучших лётчиков-истребителей в советских ВВС, и который, по сути, остался неизвестным. Его фронтовая судьба не укладывалась в схему благополучного и правильного Героя, поэтому в советские времена о нём старались не писать, а если и писали, то вскользь и без подробностей.

Михаил Михайлович Зеленкин родился 20 сентября 1920 года на станции Руденск в Пуховическом районе, что в Минской области Беларуси. Его отец Михаил Иванович работал столяром краснодеревщиком в железнодорожных мастерских, мать Мария Максимовна - домохозяйка. С малых лет у Михаила проявился талант к рисованию, и он с увлечением работал над развитием своего дара. А после окончания в 1936 году 8 классов, чтобы продолжить развитие своих способностей юноша поступил в Витебское художественное училище, в котором проучился 2 года, но из-за стеснённых материальных условий вынужден был уйти с последнего курса и переехать в Минск. Там устроился работать художником на швейную фабрику "Красный Октябрь". По прошествии года работы по путёвке комсомола Михаил был направлен в Республиканское Управление Гострудсберкасс и Госкредитов на должность оперинспектора. Тогда же в жизни Зелёнкина появилось ещё одно увлечение, он поступил в Минский аэроклуб. Теперь днем Михаил работал, а вечером бежал в классы и на аэродром, где постигал азы полёта. К концу 1939 года аэроклуб был окончен. В феврале 1940 года вновь перевод уже в органы НКВД и направление в город Белосток на должность старшего инспектора отдела ОВИР. Казалось, что судьба уже окончательно определена и молодому человеку предстоит делать карьеру в милиции. Однако не успел Михаил устроится на новом месте, освоиться с работой, как в марте того же года его вызывают в военкомат и предлагают поступить в авиаучилище. Даже не задумываясь ни на минуту, он даёт своё согласие и начинается новая жизнь.

В апреле 1940 года успешно пройдя медицинскую и мандатную комиссии, молодой человек был зачислен курсантом в Батайскую военную школу пилотов и приступил к обучению. Теперь с утра до вечера его жизнь была подчинена только одному, скорее стать лётчиком-истребителем, командиром. Быстро пролетело время учёбы и в мае 1941 года наступили выпускные экзамены, которые Зелёнкин сдал с успехом, получив почти по всем предметам отличные оценки. К этому времени выпускник Батайского авиаучилища имел 343 учебных полёта с общим налётом чуть более 52 часов, на самолётах:

У-2 - 124 полёта с общим налётом 18 часов 40 минут;
УТ-2 - 78 полётов с общим налётом 12 часов 47 минут;
УТИ-4 - 92 полёта с общим налётом 10 часов 39 минут;
И-16 - 49 полётов с общим налётом 9 часов 55 минут.

22 июня 1941 года началась война, которую потом назовут Великой Отечественной, началась неожиданно, хотя её ожидали и к ней готовились. Впервые же дни советские ВВС понесли огромные потери и для их восполнения из тыловых районов начали выдвигаться новые полки и дивизии. В один из таких полков в конце июня и был направлен для прохождения дальнейшей службы сержант Зелёнкин. Прибыв в 274-й ИАП (73-я ИАД), базирующийся в станице Тимашевская, Михаил был назначен пилотом в 1-ю эскадрилью, и уже с 4 июля начал летать, готовясь к предстоящим боям.

Вначале комэск проверил его подготовку на У-2, а затем допустил к самостоятельным полётам на УТИ-4 и И-16. До конца года полк, базируясь рядом с Таганрогом, занимался лётной подготовкой, а когда осенью немцы подошли к городу, ряд опытных лётчиков начали совершать боевые вылеты. Остальной лётный состав с 18 октября приступил к освоению нового скоростного самолёта ЛаГГ-3. Всего до декабря сержант Зеленкин налетал на самолётах УТИ-4 и УТ-1: 24 часа 31 минуту и на самолёте ЛаГГ-3 - 2 часа 33 минуты. Так же ему удалось несколько раз пострелять по конусу и щитам. С такой подготовкой в декабре 1941 года Михаил Михайлович, вместе с полком был направлен под Москву на усиление проводящих зимнее контрнаступление советских войск.

Прибыв на Калининский фронт, 274-й ИАП сразу же после Нового 1942 года включился в боевую работу. Свой первый боевой вылет сержант Зелёнкин совершил утром 2 января - это было патрулирование над своим аэродромом. Всего за день таких вылетов было четыре. А с 3 января боевая работа у лётчика стала ещё более напряжённой. Временами приходилось совершать до 5 вылетов в день - сопровождая, свои штурмовики, вылетая по тревоге или на штурмовку аэродромов противника. Так же часто приходилось вылетать на прикрытие переднего края от бомбардировщиков противника.

За месяц боёв молодой лётчик возмужал, появилась уверенность в своих силах. Пришёл и успех. 9 февраля 1942 года вылетев на перехват группы Ю-87, которые шли на бомбёжку станции Высокая, Михаил Михайлович в групповой атаке сблизился с замыкающим "лаптёжником" и точной очередью сбил его - открыв, свой боевой счёт.

Материал сайта>>>

 
 

Все Даты:

  • 20 сентября 2025 г. 00:00
  • 20 сентября 2024 г. 00:00
  • 20 сентября 2023 г. 00:00
  • 20 сентября 2022 г. 00:00
  • 20 сентября 2021 г. 00:00
  • 20 сентября 2020 г. 00:00
  • 20 сентября 2019 г. 00:00

Работает на iCagenda