АЛЕКСЮТОВИЧ Николай Остапович (05.02.1921, д. Бахаровичи Игуменского уезда Минской губ. (ныне — Пуховичский р-н Минской обл.) — 27.04.1967, г. Минск), белорусский философ и историк философии. Кандидат философских наук (1955), доцент Белорусского технологического института (1963).
• Светапогляд Ф. Скарыны // 450 год беларускага кнігадрукавання. — Мн., 1968.
• Францыск Скарына // Нарысы гісторыі народнай асветы і педагагічнай думкі ў Беларусі. — Мн., 1968.
• Імя яго гучыць у стагоддзях // Полымя, 1967, № 7.
• А дзе ж ісціна аб'ектыўная? // Полымя, 1966, № 5
• З глыбінь стагоддзяў: Беларускі філосаф К. Лышчынскі // Полымя, 1966, № 1.
• Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI — нач. XIX в. — Мн., 1962 (чл. авт. кол.).
• Обзорная рецензия на изданные материалы, лекции по вопросам научно-атеистической секции. — Мн., 1961.
• Скарына, яго дзейнасць і светапогляд. — Мн., 1958.
• Передовая общественная и философская мысль в Белоруссии в XVI в.: Автореферат диссертации. — Мн., 1955.
В 1952 окончил отделение философии исторического факультета Белорусский государственный университет. С 1952 — в Институте философии и права (ИФП) АН БССР. В 1955 защитил в ИФП АН БССР диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук на тему «Передовая общественная и философская мысль в Белоруссии в XVI в.».
Исследовал историю общественно-политической и философской мысли, историю атеизма и религии в Беларуси эпохи Средневековья. Кандидатская диссертация, а также книга «Скарына, яго дзейнасць і светапогляд» (1958) посвящены этическим, правовым, эстетическим взглядам Ф. Скорины, его роли в истории славянской и всемирной культуры. Один из первых дал научный анализ мировоззрения Ф. Скорины, определил его характерные черты — гуманизм и рационализм. Изучал просветительскую деятельность, литературное творчество С. Будного, К. Лыщинского, К. Бекеша, С. Лована, Ф. Косого, Л. Зизания и др. Один из составителей и авторов книги «Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии» (Мн., 1962), которая ввела в научное пользование работы мыслителей Беларуси XVI—XVIII вв. В дискуссии по книге А.Ф. Коршунова «Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество» высказал мысль о необходимости нового объективного подхода к вопросу о белорусской государственности в Средневековье (А дзе ж ісціна аб'ектыўная? // Полымя, 1966, № 5).
Библиография:
• Гуманистические идеи в Белоруссии: Скорина и его последователи // История философии в СССР. — М., 1968.• Светапогляд Ф. Скарыны // 450 год беларускага кнігадрукавання. — Мн., 1968.
• Францыск Скарына // Нарысы гісторыі народнай асветы і педагагічнай думкі ў Беларусі. — Мн., 1968.
• Імя яго гучыць у стагоддзях // Полымя, 1967, № 7.
• А дзе ж ісціна аб'ектыўная? // Полымя, 1966, № 5
• З глыбінь стагоддзяў: Беларускі філосаф К. Лышчынскі // Полымя, 1966, № 1.
• Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI — нач. XIX в. — Мн., 1962 (чл. авт. кол.).
• Обзорная рецензия на изданные материалы, лекции по вопросам научно-атеистической секции. — Мн., 1961.
• Скарына, яго дзейнасць і светапогляд. — Мн., 1958.
• Передовая общественная и философская мысль в Белоруссии в XVI в.: Автореферат диссертации. — Мн., 1955.
Литература:
Батвіннік М.Б. Алексютовіч Мікалай Астапавіч // Энцыклапедыя гісторый Беларусі. — Т. 1. — Мн., 1993.